Мария и Алексей развелись. У Марии была квартира в ипотеке, которую она оформила в банке за 2 месяца до свадьбы. Но Алексей подал в суд на раздел имущества, требуя разделить квартиру пополам, ведь он тоже платил за ипотеку.
Какое решение примет суд?
⚖️Мы сейчас рассматриваем реальное дело Московского городского суда, Апелляционное определение от 16.11.2021 г. по делу № 2-332/2021.
Судом было установлено, что между Истцом (бывшим супругом) и Ответчиком (бывшей супругой) 13.01.2015 года был заключен брак. Решением мирового судьи судебного участка 20.12.2019 года брак был расторгнут.
Судом было установлено и подтверждается материалами дела, что 06.10.2014 года Ответчик заключила с ПАО «Газпромбанк» кредитный договор № 1607-ИП/14 на покупку квартиры. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания. На основании кредитного договора с ПАО «Газпромбанк» с использованием заемных средств, 10.10.2014 г., то есть до заключения брака, Ответчиком была приобретена квартира, договор купли-продажи был зарегистрирован от 16.10.2014 г.
Как установлено судом, оплата кредита производилась Ответчицей за счет денежных средств, переданных ей родственниками и бывшим мужем — в подтверждение доводов Истцом были предоставлены ПКО № 193 от 26.01.2018 г., согласно которого им на счет Ответчика были внесены денежные средства.
Помимо этого, платеж по кредиту за 17 мая 2018 года был произведен сестрой Ответчика, что подтверждается выпиской из истории операций по дебетовой карте Ответчика, согласно которой 16.05.2018 г. на счет Ответчика поступили денежные средства с целевым назначением для оплаты ипотечного кредита.
🔴Исходя из этого, суд пришел к выводу, что денежные средства, уплаченные Истцом 17.05.2018 г., вернулись в семейный бюджет и данный платеж не может быть принят во внимание.
Кроме того, судом установлено (подтверждается выпиской со счета и договором дарения, оформленным в простой письменной форме), что мать Ответчика передала в дар Ответчице целевые денежные средства на оплату ипотечного кредита, перечислив денежные средства на счет Ответчика, которые пошли в счет досрочного погашения задолженности по спорному кредитному договору.
Таким образом, Истцом не было представлено достоверных, убедительных и неоспоримых доказательств осуществления платежей в период брака из совместно нажитого имущества, а доводы Ответчика подтверждены документально и показаниями свидетелей.
❗️Судом было разъяснено, что выплаты, производимые Истцом из личных денежных средств по погашению указанного кредита, могут быть истребованы им в соответствии с положениями ст. 1102 ГК РФ — как неосновательное обогащение Ответчицы.
Доказательств того, что на погашение кредита использовались совместно нажитые супругами денежные средства, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах оснований для раздела совместно нажитого имущества и взыскания денежных средств, уплаченных истцом по кредитному договору, у суда не имелось.
